(Рязанской епархии Рязанской митрополии) находится в г. Рязань.
Основан, вероятно, во 2 й пол. XVI в. Располагался на территории кремля г. Переяславля Рязанского (ныне Рязань), на юж. стороне холма, при слиянии рек Лыбеди и Трубежа, к югу от рязанского в честь Преображения Господня (Спасского) мужского монастыря. Место, на к ром основали Р. Я. м., именовалось Архиерейским взгорьем. Проезжая дорога к нему от Глебовского моста и рязанского Успенского собора именовалась Явленской; во 2-й пол. XVIII в. ее перегородили и уничтожили. Обитель с 2 сторон прилегала к постройкам Рязанского архиерейского дома, 3-й граничила с владельческими дворами, 4-й выходила к Явленской ул. кремля (Солодовников. 1995. С. 170).
В России взятие столицы Казанского ханства было отмечено активным строительством новых храмов и мон-рей. В этом событии большую роль сыграла военно-служилая корпорация Рязанской земли, и неслучайно, что здесь после 1552 г. оно было увековечено, в т. ч. и в память погибших при штурме Казани рязанских детях боярских. Ко 2-й пол. 90-х гг. XVI в. Р. Я. м. вошел в число обителей, земельные владения которых не превышали 500 четий земли (Сметанина С. И. Землевладение Рязанского края и опричная земельная политика. М., 1982. С. 160, 164. Примеч. 1).
Рост Р. Я. м. после событий Смутного времени связан, вероятно, с прославлением Казанской иконы Божией Матери, и почитанием в обители ее списка. Мон-рь именовался в честь Явления Казанской иконы, причем к кон. XVIII в. считалось, что в Переяславле Рязанском, на том месте, где затем основали монастырь, могла быть обретена местночтимая Казанская икона (Солодовников. 1995. С. 169).
К сер. XVII в. Р. Я. м. славился иконописцами, в нем поновлялись чтимые иконы, напр., в 1651 г. чудотворная Феодотьевская икона Божией Матери: «В том же 159 году… Июля с 5 по 24 числа Явленскаго монастыря попы по архиепископлю приказу пели молебны чудотворной иконе Федотьевской Богородицы, как принесена из соборной церкви в тот монастырь для починки» (Иероним (Алякринский). 1889. С. 63). В архивах Министерства иностранных дел и Министерства юстиции И. Ф. Токмаков обнаружил дело от 6 июля 1671 г. «По челобитью Переяславля Рязанскаго Казанския Богоматери девичья монастыря игумении Анастасии с сестрами и священника Матвея с церковными причетниками о выдаче им государева хлебнаго жалованья на 179-й год по старому окладу». До 1764 г. Р. Я. м. пользовался царской «хлебною и денежною ругою» (Добролюбов. 1884. С. 53).
5 мая 1724 г. еп. Рязанскому и Муромскому Сильвестру (Холмскому) поступило «повеление» из канцелярии Синода по указу государя «малобратныя монастыри и пустынки сводить с прочими в совокупление, упраздняя оныя». В «Явленский девичь монастырь» были переведены насельницы упраздненных Пятницкого и Богословского жен. мон-рей г. Пронска (ныне поселок Рязанской обл.) (Иероним (Алякринский). 1889.С. 124, 126).
В 1764 г. Р. Я. м. был отнесен к 3-му классу, управлялся игуменией, в обители введен общежительный устав. В дек. 1780 г. священник Воскресенской ц. Даниил и консисторский регистратор И. Протопопов на основании «архива старых дел» Рязанской консистории составили полное описание мон-ря. Первые его постройки были деревянными. Территория, занимаемая обителью в кремле, составляла 2347,4 кв. м, была обнесена бревенчатой оградой с 2 воротами с притворами. Каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя свт. Николая Чудотворца был возведен «на домовую сумму» в 1699 г. или в нач. 1700 г., при митр. Рязанском и Муромском Авраамии († 1708). Игумения, согласно описи, проживала в казенных настоятельских покоях, монахини — в 15 кельях, построенных на собственные средства (Добролюбов. 1884. Т. 1. С. 53; ТРУАК. 1898. Т. 13. Вып. 1. С. 123–126). Согласно описанию Р. Я. м., составленному в 1780 г. настоятелем Преображенского монастыря архим. Иеронимом (Алякринским; 1738–1828), в Р. Я. м., располагавшемся в кремле на Архиерейском взгорье, имелись настоятельская келья «о трех жилых покоях», «просвирническая» келья, сторожка, погреб, амбар, 15 келий насельниц; здесь проживали 2 схимонахини, 8 монахинь и 5 трудниц (Иероним (Алякринский). 1889. С. 63). Сохранился «План дома его преосвященства и Спасова монастыря с приложением двух кварталов для семинарии, соборным и певчим вновь построитися имеющих» 1786 г. с визой Рязанского архиеп. Симона (Лагова; † 1804), один из редких рязанских образцов чертежной графики посл. четв. XVIII в., составленный на основе генерального регулярного плана г. Рязани 1780 г. В нем на территории кремлевского холма обозначены усадьба Рязанского архиерейского дома и др. постройки, в т. ч. строения Р. Я. м. (ГАРО. Ф. 627. Оп. 53. Д. 128).
В 1780 г. имп. Екатерина II Алексеевна утвердила генеральный план застройки Рязани; на его основании провели размежевание городских земель. Это коснулось и Р. Я. м., расположенного у границ архиерейского дома и Преображенского мон-ря. Из-за тесной застройки на Архиерейском взгорье часто случались пожары. В связи с этим жен. мон-рь было решено перенести на др. место. В марте 1781 г. наместник-правитель Рязанской, Тульской и Калужской губерний генерал-поручик М. Н. Кречетников (1729–1793) предложил перевести мон-рь в Ямскую слободу, к ц. свт. Николая Чудотворца. Избранное Кречетниковым место не устраивало архиеп. Рязанского Симона, к-рый выбрал для обители др. место — в квартале обывательских усадеб в Нижнем посаде, на въезде в Рязань с Владимирского тракта, близ возведенной, но не освященной ц. Вознесения Господня в Новинках. Процесс перенесения Р. Я. м. затянулся на 5 лет и завершился лишь в 1786 г. При этом сумму в 300 р., к-рую предполагалось выделить на перемещение Рязанской ДС на территорию Рязанского кремля, ближе к кафедральному собору и архиерейскому дому, ввиду отмены данного решения употребили на перемещение Р. Я. м. к Вознесенской ц.
Первоначально насельницы не хотели переселяться из обжитого центра на окраину города. В 1779 г. они жаловались в пархиальное управление, опасаясь, что «не только нечем переселиться, но и едва насущный себе хлеб иметь можем. Если убо нам переселить свои келии… то уже все принуждены будем скитаться по миру и питаться Христовым именем». В кон. XVIII в. на территории, ранее занимаемой Р. Я. м., разбили архиерейский сад (Там же; Мелетия (Панкова), Сахарова, Синельникова. 2014).
На новом месте Р. Я. м. устраивался как необщежительный. В 1788 г. новый монастырский храм в качестве соборного по просьбе игум. Евгении был освящен в честь Казанского образа Божией Матери и в честь Вознесения Господня; икона Вознесения Господня после переименования церкви оставалась в ее иконостасе на месте храмовой, а чтение праздничных тропарей по благословению архиеп. Симона совершалось так, будто храм был освящен в честь 2 праздников. Тогда обитель именовали не только Казанской, но и Вознесенской; в соборе освятили 3 придела: Св. Троицы, Положения Ризы Господней и во имя сщмч. Харалампия; при входе стояла 3-ярусная колокольня, трудами настоятельницы (1799–1833) игум. Елисаветы († 1833) устроены деревянные настоятельские кельи «на сборную сумму», 3 каменные 2 этажные и 30 деревянных одноэтажных сестринских келий, каменная ограда (Иероним (Алякринский).1891. С. 34).
Из упраздненной обители на новое место была перенесена Казанская икона Божией Матери, почитавшаяся как чудотворная. По описи 1801 г., она находилась слева от царских врат, «на ней венец сребреной позлащенной. На венце корона… с разными каменьями сребренная позлащенная чеканная. На короне изображены три светлых малых образов сребренных, которыя обвязаны вокруг жемчугом и около всей короны жемчугом крупным, на венце нитка жемчугу мелкаго. В венце три камня, два красных, третий лазоревой в ставках сребрянных, обвязаны кругом жемчугом крупным и мелким. Убрус и риза вынизана жемчугом средним и мелким, камушками красными и зелеными, а на предвечном Младенце корона сребрянная с разными камушками малая да еще две нитки жемчугу мелкаго на лентачке да двоя серег стразовых ободняго подвесочные со сыпью, состоит же оной образ в доске написанном с чудесами, на которой риза сребренная кованая, у онаго образа привесу три креста, каменныя обложены по концам серебром. Еще крест кастеной и обложену серебром, пред тем образом лампада медная полужена оловом».
Сравнительный анализ описей церковных ценностей Р. Я. м. демонстрирует, как благоукрашалась риза Казанской иконы: на ней умножались щедрые пожертвования — драгоценные камни, первоначальный жемчуг сменялся на топазы, аметисты, алмазы, а позже — и бриллианты. В др. описи уточнялось, что на иконе серебряная риза весом в 3,5 кг; количество драгоценных камней — 506; оплечье и венцы — из позолоченного серебра; убрус и риза Богоматери с Младенцем — шитье жемчугом; на убрусе и ризе 2 звезды из бриллиантов, алмазов, аметистов, бирюзы; корона украшена топазами и аметистами. Икона была вложена в бронзовый позолоченный киот. Вокруг на деке изображены чудеса по молитвам перед Казанской иконой (ГАРО. Ф. 627. Оп. 53. Д. 128).
В 1845 г. свт. Гавриил (Городков) предписал игум. Екатерине (Алабиной; † 1863) в связи с исцелением через Казанский образ слепой крестьянки Евдокии Ивановой «отобрать обстоятельное историческое сведение об образе Казанския». Игум. Екатерина ответила, что «подробные сведения были и в 1781 году… представлены в духовную консисторию, где, очевидно, и затерялись», но известно, что «народ издавна имел» к Казанскому образу «усердие и веру и прихаживал в монастырь… для поклонения и богомолия» (Там же. Оп. 239. Д. 22. Св. 4. Л. 33). Кроме того, игумения писала, что «с перенесением сего монастыря на настоящее место перенесен и… храмовый местный образ Казанския Богоматери», к-рый «в народе всегда почитался явленным и чудотворным. И монастырь наш всегда в народе назывался и ныне называется Явленский, да и Рязанская духовная консистория в указах своих, самых даже давних, присланных в разные годы в наш монастырь и хранящихся в ризнице монастырской, всегда именовали и писали его Явленский... Касательно явления Богородичного образа его, и почему наш монастырь называется Явленский, описания исторического обо всем этом в нынешнем монастыре нет». Причем, по словам игум. Екатерины, ранее в Р. Я. м. имелось описание мон-ря с историей Казанской иконы, к-рое в 1781 г. игум. Евгения направила в Рязанскую духовную консисторию (не оставив копии), а оттуда документ поступил в Синод (Там же. Л. 34–36).
С историей Р. Я. м. связано событие 22 окт. 1857 г., из-за к-рого архиеп. Рязанский свт. Гавриил (Городков) подал прошение об уходе на покой: после литургии, совершенной им в соборе мон-ря, во время трапезы в присутствии рязанских губернатора, вице-губернатора и др. чиновников в покои игумении вошел неизвестный человек, как впосл. выяснилось, умалишенный иеродиак. Александро-Невской лавры Варлаам, и направился к святителю, как бы за благословением; архиепископ встал ему навстречу. Как только свт. Гавриил собрался благословить его, тот неожиданно ударил его по щеке. «Совершенно не зная причины, побудившей Варлаама к такому поступку, искренне сожалею о нем, от всей души прощаю его, последуя примеру Спасителя моего»,—писал свт. Гавриил свт. Филарету (Дроздову). Московский святитель, выражая Рязанскому преосвященному свое сочувствие, отвечал: «По рассуждению древнего философа, ударом от осла не должно тревожиться… Прощая оскорбителя, Вы исполнили то, что согласно с заповедию, Вашим званием и саном. Ничего лучше нельзя было сделать». Однако тяжелое чувство не покидало архиеп. Гавриила, он обратился в Синод с прошением об уходе на покой и поселился в Льговском Успенском Ольговом мон-ре, в 12 верстах от Рязани (Там же. Оп. 235. Д. 167; Гавриил (Городков). 1864; Иоаким (Заякин), Мелетия (Панкова), Синельникова. 2010. С. 81, 85).
В 1861 г., при игум. Екатерине (Алабиной), супружеская чета из купеческого сословия Москвы (но с рязанскими корнями) на свои средства учредила при Р. Я. м. общину и при ней больницу для престарелых сестер, к-рые требовали «призора и ухода». В 1868 г. при настоятельнице игум. Евгении II (Таптыковой; 1826–1893) на средства благотворителя Сергея Афанасьевича Живаго в обители были открыты больница и 4-классная школа-училище для девочек (сирот из бедных купеческих семей), на содержание которых деньги выделялись Рязанским общественным банком по завещанию Живаго (ГАРО. Ф. 627. Оп. 53. Д. 128). К 1893 г. в училище было 74 ученицы.
В 1870 г. на средства московского купца Н. П. Суворова и др. благотворителей по проекту младшего губ. архит. Д. Г. Канищева на месте обветшавшей Вознесенско-Казанской ц. был построен новый монументальный собор Казанской иконы Божией Матери с юж. приделом во имя сщмч. Харалампия и с северным во имя прп. Сергия Радонежского. 16 авг. 1870 г. архиеп. Рязанский и Зарайский Алексий (Ржаницын) совершил великое освящение храма, 7 окт.— приделов. Одноглавый четверик собора в одной связи с трапезной, также увенчанной главой; кресты на главах «утверждены в вызолоченных яблоках», прорезные, вызолоченные; «стены выложены сплошной кладкою и обелены (снаружи) известью, кровля покрыта черным железом и окрашена белилами на масле… Окна — продолговатые, в 3 света, с полукружиями вверху. На южную и северную стороны — по одному итальянскому окну… обрешечены художественной ковкой». Казанский собор отапливался посредством «духовой печи Амосова», установленной в подвальном этаже. Стены четверика и трапезной в храмовом интерьере были отделаны «под мрамор», а полы выложены плитами подольского желтого мрамора. Из центров обоих купольных сводов книзу спускались паникадила на стальных цепях, дававшие много света. По стенам и высоким купольным сводам —росписи «живописного письма на масле» с изображениями на сюжеты Свящ. Писания работы рязанского иконописца Н. В. Шумова (?), выпускника Имп. АХ, уроженца рязанского с. Солотчи (ныне в черте Рязани). В 1857–1905 гг. в Рязани действовала крупная иконописная мастерская, в к-рой под его руководством и при непосредственном участии трудились мастера.
В соборе было 3 вызолоченных 3-ярусных иконостаса: главный —с почитаемой Казанской иконой. Благотворителями в Р. Я. м. были пожертвованы: икона «Живоначальной Троицы» в серебряной ризе с позолоченными венцами, с надписью: «Сия риза приложена надворным советником и кавалером Федором Никифоровичем Стерлиговым по сделанному ему завещанию, от иждивения из дворян девицы Анастасии Ивановны Трескиной, которой тело погребено в Явленском монастыре близ алтаря настоящего храма на правой стороне 1 апреля 1818 г.»; икона свт. Николая Чудотворца в серебряной ризе с надписью: «1837 г. 4 декабря, мастер Петр Терентьевич Сапогов». К 1890 г. все иконы местного ряда иконостаса благодаря жертвователям имели серебряные позолоченные ризы и оклады. Почитался образ «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому» работы проф. Имп. АХ Семена Афанасьевича Живаго с авторской надписью на обороте: «Труды Профессора Императорской Академии Худож.: Сем. А. Живаго на вечное поминовение усопшия рабы Божия Софии скончавшейся 13 января 1849 года. Жертвователь просит Начальницу и обитель не допускать прикрывать сию св. икону Пр. Сергия ризою» (в 1919 была изъята и передана в Рязанский губ. музей; ныне пребывает в действующей Крестовой ц. архиерейского дома). Мн. др. иконы в соборе также были написаны академиком Живаго. После 1919 г. в соответствии с документами Казанская икона вместе с монастырской б-кой попала в Рязанский губ. музей (ныне Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник) (Там же. Ф. Р–6788. Оп. 1. Д. 1047).
Из церковной утвари наиболее ценными были пожертвованные почетным гражданином г. Москвы Сергеем Живаго и П. А. Кудряшовым сосуды, напрестольные кресты, ковчеги, большей частью серебряные с позолотой, весом от 1 до 4 кг (Там же. Ф. 627. Оп. 53. Д. 128).
В 1803 г. над зап. св. воротами была воздвигнута холодная ц. во имя вмц. Варвары. В 1872 г. она была реконструирована по проекту рязанского губ. архит. Н. И. Воронихина (1812–1877): на ее крепких стенах возвели один ярус колокольни с легкими сводами на 10 колоколов общим весом 400 пудов (Там же. Оп. 72–73. Д. 309. Св. 1314). Колокола изготовили «по прямому заказу для Казанской обители», в их числе именные: большой воскресный и праздничный, полиелейный, будничный; на большом воскресном и праздничном колоколах имелись изображения храмовых святых и надпись: «По благословению преосвященного Алексия, архиепископа Рязанского, попечением игуменьи Евгении, вылит сей колокол во славу Божию, в Рязанский Казанский Явленский монастырь 31 января 1875 года в Москве, на заводе почетного гражданина Димитрия Николаевича Самгина. Весу 14 пудов 30 фунтов»; полиелейный колокол (211 пудов 35 фунтов) также имел изображения святых и надпись, согласно к-рой он «вылит» по благословению Рязанского архиеп. Гавриила (Городкова) 10 мая 1851 г. в Москве на заводе Д. Н. Самгина.
История Р. Я. м. в кон. XVIII — 1-й пол. ХIХ в. связана с именем блж. Василия Кадомского, обладавшего даром прозорливости. Однажды после Божественной литургии в келье игум. Екатерины гостили супруга рязанского губернатора П. С. Кожина Ольга Ивановна и ее мать. Зашел к настоятельнице и блж. Василий; после беседы все вышли на крыльцо проводить Кожину до кареты, и пока дамы спускались по лестнице, блаженный сказал матери губернаторши: «Не будешь ты уже в гостях здесь, а вот туда скоро переселишься», и указал на монастырское кладбище. Не прошло и недели, как та скончалась и была похоронена близ Казанского собора (Внуков. 1865. С. 19); через неск. лет в некрополе мон-ря был погребен и губернатор Кожин. В кон. ХIХ — нач. ХХ в. неподалеку от мон-ря жила блж. Любовь Семёновна Сухановская (Суханова), любившая обитель, подолгу пребывавшая в келье игумении и нек-рых насельниц.
В 1872 г. решением Синода Р. Я. м. был причислен к первоклассным обителям. В нем проживали ок. 480 насельниц; в причте состояли 2 священника и 2 псаломщика (ГАРО. Ф. 627. Оп. 53. Д. 128).
Во 2-й пол. XIX в. под территорией мон-ря в пределах ограды (с 2 воротами) насчитывалось 121 саж. Земли «от севера к югу» и 48 саж. «от востока к западу»; вне ограды — слева, от севера к югу, под странноприимным домом с прудом — 15×48 саж.; справа, от севера к югу,— 27,5×48 саж.; с вост. стороны близ монря, «против 42 квартала» — под огородами 2,5 га земли; т. о., ансамбль обители занимал целый квартал. Кроме храмов в него входили 42 постройки, 6 из них возведены мон-рем, остальные в разное время строились на средства монахинь, послушниц и благотворителей, в т. ч. игум. Евгении, монахинь Елисаветы и Палладии (Лапиной), прот. Д. В. Правдина (1820–1896), надворного советника Ф. Н. Стерлигова, дворянки А. И. Трескиной, купцов Суворова, Живаго, В. Н. Рюминой и др. При этом купец 1-й гильдии Сергей Живаго не только построил в мон-ре здания общины с больницей и аптекой, а также завершил 15 нояб. 1869 г. строительство 3-этажного каменного здания 4-классного уч-ща с кухней и столовой для девочек-сирот купеческого и мещанского сословий на 100 чел., но и полностью обеспечивал их всем необходимым. В полуподвальном помещении уч-ща располагались кухня, печи; на среднем этаже — учебные классы и комната для надзирательницы; на верхнем этаже воспитанницы занимались рукоделием; там же были комнаты для учительниц, спальни для беднейших девочек, которые пользовались бесплатным пансионом (Там же. Оп. 72–73. Д. 309. Св. 1314). На территории мон-ря имелись также деревянные на каменном фундаменте покои настоятельницы, 8 каменных 2-этажных корпусов, в т. ч. келейный, дом эконома, работный дом, б-ка-читальня, свечной завод, пекарня, баня, амбары, погреба, ледник, конюшни, коровник. Монастырь владел землями в Рязанском и Сапожковском уездах Рязанской губ.
К кон. XIX в. Р. Я. м., единственная обитель 1-го класса в Рязанской епархии, стал крупнейшим духовным центром, игумении и насельницы к-рого обладали достаточным опытом для оказания помощи в решении различных проблемных вопросов. Так, 3 июля 1896 г. насельница Р. Я. м. мон. Иннокентия по распоряжению еп. Рязанского и Зарайского свт. Иустина (Полянского) была направлена в касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь «к престарелой и болезненной» игум. Евпраксии «для совершенно правильного ведения монастырского хозяйства»; ее избрали в качестве экономки «как опытную в хозяйственных монастырских делах с тем, чтобы она, не вмешиваясь в управление монастырем, ежемесячно доносила… о состоянии экономии, о всех порядках монастыря». Рязанский архиерей вынужден был прибегнуть к этой мере в связи с расследованием 1895 г. консистории по «Делу об удалении из Касимова бывших послушниц Агриппины Михайловой и Параскевы Тришкиной и о разных неустройствах и беспорядках по оному монастырю». В 1891 г. по распоряжению Рязанского епархиального начальства эти послушницы, недовольные ведением хозяйства в обители, были удалены из касимовского монря, а потом высланы и из г. Касимова, т. к. продолжали «высказывать свое недовольство порядками в монастыре» (Там же. Оп. 235. Д. 558. Л. 14 об.— 15).
К нач. XX в. капитал Р. Я. м. составлял 94 729 р., процент с к-рого шел на жалованье игумении, казначее, монахиням и причту (2 священникам и 2 псаломщикам).
При Р. Я. м. вблизи собора существовал небольшой некрополь, захоронения на к-ром осуществлялись с 1793 г. К. Н. Любарский в 1915 г. писал, что кладбище мон-ря «содержится лучше других… Есть несколько уцелевших стильных монументов, есть хорошие имена. Самая ранняя [могила] из имеющихся в данное время, относится к 1793 году» (Любарский. 1915). Захоронения насельниц и благотворителей пострадали после закрытия мон-ря. Известно, что благотворительница А. Н. Маслова была захоронена под солеей собора. Краевед С. Д. Яхонтов в дневниках писал: «Варвары решили, что там много золота, и солею взорвали, гроб вскрыли, но ничего не нашли», вскрыли пол собора, но, ничего не найдя в захоронениях и под полом храма, разграбили некрополь (ГАРО. Ф. Р–2798. Оп. 1. Д. 92. Л. 84; Ф. Р–61. Оп. 1. Д. 77. Л. 125). Там покоились настоятельницы и монахини, а также представители известных в городе фамилий: гр. М. Д. Бутурлин († 1876), потомок воеводы, присоединившегося к ополчению кн. Д. М. Пожарского и К. Минина; губ. Кожин; рязанский вицегуб. Н. М. Княжевич († 1852), действительный статский советник, председатель Рязанской казенной палаты, поэт, государственный и общественный деятель, скончавшийся в Вене, но по завещанию погребенный в Р. Я. м.; рязанский меценат Михаил Афанасьевич Живаго, Зелятровы и другие благотворители (Там же. Ф. 627. Оп. 72–73. Д. 309. Св. 1314).
В 1917 г. весь инвентарь Р. Я. м. был реквизирован в пользу Ямской вол. Рязанского у. (Там же. Ф. Р–3020. Оп. 1. Д. 1. Л. 5 об., 35 об.). В 1918 г. к суду военного трибунала была привлечена игумения, якобы за «попытку самосуда» над представителями советской власти. Когда выдвинули обвинения против «игуменьши», дело не обошлось без казуса: некто К. в июле 1918 г. по заданию губсовета отправился в мон-рь для реквизиции лошади, сбруи, телеги и экипажа. Прибыв на место, он начал составлять опись имущества, но в мон-ре забили в набат, на который сбежались даже жители окрестных домов, и «товарища» хотели побить, после чего тот обратился в Рязгубюстицию, чтобы были наказаны «игуменьша», помощница казначеи и «проч. лица» (Там же. Ф. 49. Оп. 1. Д. 51. Л. 2–5). Дело было направлено в следственную комиссию при Рязанском губ. Революционном трибунале, упомянутого «товарища» перепутали с местным купцом, обвиненным в спекуляции мануфактурой на сумму 16 тыс. р. Губсовет напомнил трибуналу, что они заинтересованы не в деле купца, а в деле сотрудника губ. отдела социального обеспечения, его однофамильца, и просят разобраться во всем. Следствие прекратили, т. к. виновных не нашли (Там же. Ф. Р–2639. Оп. 1. Д. 846).
По ордеру ЧК от 19 июля 1919 г. насельниц стали выселять из обители. Казанский собор собирались разобрать на кирпич, несмотря на то что верующие взяли его в пользование. Вместе с насельницами из мон-ря были выселены расположенные там госпиталь, эпидемический барак и школа кружевниц; в стенах обители организовали тюрьму для «нетрудового элемента». Мон-рь подвергся разрушению: в доме игумении случился пожар; по воспоминаниям Яхонтова, в доме «поселился всякий сброд», «в корпусе свечного завода прямо на деревянном полу жгли костры и жарили кур»; мн. здания были разобраны по кирпичикам. Из мон-ря были изъяты церковные ценности; главы храмов разобраны, кресты сняты; в соборе устроен «театр», клуб для красноармейцев, алтарь переоборудован в сцену с кулисами и «парик махерскую для артистов»; иконостас (без икон) передан общине верующих с. Федоровского Рязанского у., иконы в 1924 г. частично перенесены в Воскресенский храм Рязани, частично — в Архангельский собор для Рязанского губмузея, туда же отправлена монастырская б-ка; «паровое отопление в подвале собора выломали и увезли», ц. вмц. Варвары разрушили (Там же. Ф. Р–2798. Оп. 1. Д. 92. Л. 84–84 об.).
В 1919 г. в Р. Я. м. разместился концентрационный лагерь принудительных работ «для людей, признанных нетрудовым элементом», в их числе здесь находились рязанский губ. Н. Н. Кисель-Загорянский (1871–1956), городской голова И. А. Антонов, «около 150 жандармов», представители духовенства, купцов и мещан (ГАРО. Ф. Р–6788. Оп. 1. Д. 1047). Вскоре на территории мон-ря была организована колония для беспризорников; для перевоспитания «нетрудового элемента… с целью борьбы с проституцией и нищенством» устроили швейные мастерские по производству военной амуниции, положившие начало буд. швейной фабрике, к-рую построили на месте монастырского сада (Там же. Д. 690, 1047).
В нач. 20х гг. XX в. руководство Рязанской инспекции мест заключения решило разобрать «все старье» обители на стройматериалы и употребить на ремонт тюрем, но затем последовало решение местных властей о передаче большей части построек мон-ря Рязанскому губ. отделу коммунального хозяйства с правом сдавать помещения частным лицам под жилье. 29 мая 1925 г. здания Казанского собора и ц. вмц. Варвры со звонницей передали для размещения губ. архива; в акте о передаче указывалось: «Колокольня каменная, крыта железом, в 2 этаже имеется одна большая комната необитаемая площадью 604 кв. метров, потолок в таковой неисправный, оконные рамы имеются, но стекла в таковых выбиты, о чем и составлен настоящий акт» (Там же. Ф. Р–232. Оп. 1. Д. 101). В соборе разместили фондохранилище архива (позже — Рязанского округа архив; с 1937 по 2006 г.—ГА Рязанской обл.); с 1930 г. в мон-ре также находились киноремонтные мастерские. Ограда длиной в 700 м, с угловыми башнями, почти вся была разобрана. В 1930 г. власти вынесли решение о сносе колокольни с Варваринской ц. (Там же. Ф. Р–6. Оп. 1. Д. 390. Л. 114), но в соответствии с постановлением Президиума Рязанского окрисполкома от 26 нояб. 1930 г. здание ц. вмц. Варвары передали Рязанскому городскому коммунальному отделу, обязав внести «стоимость колокольни как стройматериал в доход казны» (Там же. Ф. Р–4. Оп. 1. Д. 1748. Л. 608). В итоге в здании ц. вмц. Варвары разместили Управление кинофикации; 25 мая 1943 г. Рязанский горисполком принял решение о перемещении Управления кинофикации в др. место и передаче освободившегося здания Варваринского храма Рязоблпищепрому для дрожжевого предприятия; впосл. храм (со снесенным ярусом колокольни) приспособилипод коммунальное жилье (Там же. Ф. Р–232. Оп. 1. Д. 870. Л. 93).
В янв. 1919 г. настоятельница (1910–1919) 83-летняя игум. Евпраксия (Новикова) подала прошение архиеп. Рязанскому Иоанну (Смирнову) об освобождении ее от должности по состоянию здоровья. Она была уволена на покой, проживала в обители. После закрытия Р. Я. м. мн. насельницы вернулись на родину, в т. ч. преподобномученицы мон. Евдокия (Архипова) и послушница Ольга (Жильцова), переехавшие в с. Гаретово Рязанского у. и губернии, где они подвизались в ц. святых Захарии и Елисаветы. В 1935 г. мон. Евдокия была избрана церковной старостой. В 1936 г. председатель Гаретовского сельсовета уведомил ее и членов церковного совета о необходимости ремонта храма, в противном случае он будет закрыт. Сестры Евдокия и Ольга, члены церковного совета, собрали средства в размере 4 тыс. р., и церковь была отремонтирована. Осенью 1937 г. в с. Гаретово к секретарю местной комсомольской организации приехал сотрудник НКВД, вызвал к себе старосту Евдокию (Архипову) и потребовал от нее список имен священника, псаломщика и всех членов церковного совета. После его отъезда на имя начальника Луховицкого районного отдела НКВД поступил донос, что в доме старосты Евдокии состоялось «конспиративное совещание служителей культа... Собрание происходило с 9 часов утра до 16 часов дня, причем помещение было закрыто изнутри и занавешены окна». 15 февр. 1938 г. прмц. Евдокия (Архипова) была арестована, 26 февр. арестовали прмц. Ольгу (Жильцову) и псаломщика мч. Василия Архипова и заключили в тюрьму Коломны, предъявив обвинение в том, что они «вели агитацию среди населения за вовлечение колхозников в группу верующих, а также говорили колхозникам, что советская власть дана в наказание; вели агитацию против конституции», т. е. обвинили в создании антисоветской группы. Никто из арестованных вину не признал, но нашелся лжесвидетель —секретарь районного комитета комсомола. Он рассказал, что якобы 22 нояб. в квартире «монашки Архиповой происходило нелегальное собрание попов и монашек села Гаретово... Вся эта поповская свора среди колхозников села Гаретово ведет антисоветскую контрреволюционную деятельность, в результате чего в колхозе плохая дисциплина, в дни религиозных праздников агитируют не работать в колхозе, а ходить в церковь. Свою контрреволюционную деятельность они ведут открыто. Так, например, бывшая монашка — ныне церковная староста Евдокия Архипова — под руководством попа производила среди населения незаконные сборы денег на капитальный ремонт церкви... и в на стоящее время церковь капитально отремонтирована» (ГАРФ. Ф. 10035. Д. П–55103. Л. 18, 37). 8 марта 1938 г. Особая тройка УНКВД приговорила к расстрелу преподобномучениц Евдокию (Архипову), Ольгу (Жильцову) и мч. Василия Архипова. 14 марта 1938 г. они были расстреляны на Бутовском полигоне под Москвой в числе 354 невинно осужденных, погребены в общей безвестной могиле; 27 июня 1958 г. реабилитированы. Определением Синода от 30 июля 2003 г. имена мон. Евдокии, послушницы Ольги и псаломщика Василия включены в Собор новомучеников и исповедников Российских (с 2013 Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской).
В 90-х гг. XX в. часть бывш. монастырского недвижимого имущества, объектов культурного наследия РФ, была приватизирована, мн. постройки переданы в собственность физическим и юридическим лицам. 16 дек. 2005 г. собор Р. Я. м. был частично освобожден от документов фондохранилища ГА Рязанской обл., в нем стали совершать богослужения; тогда же был зарегистрирован приход Казанского храма Рязани (ул. Фурманова, 56). 20 июля 2006 г. Гос. комиссия под руководством начальника отдела Территориального управления Росимущества по Рязанской обл. провела осмотр зданий, входящих в ансамбль мон-ря, и установила, что, согласно генплану, в него входят: Казанский собор (используется РПЦ, часть здания занимает обл. архив); св. ворота с ц. мц. Варвары (в здании расположены жилые помещения и агентство недвижимости); сев. келейный корпус (в здании расположены жилые помещения); зап. келейный корпус (не используется, находится в аварийном состоянии); юж. келейный корпус (в здании размещается лаборатория ЦСМ); вост. келейный корпус (в здании расположены жилые помещения); уч-ще (в здании размещаются кафе, офисы, частный клуб); б-ка, келейный корпус (в здании расположены жилые помещения); «рабочий дом» (не используется, находится в аварийном состоянии); новый корпус общины (в здании размещается ЗАО «РНРУ»); свечной завод (в здании расположены жилые помещения, к фасадам здания добавлены самовольные постройки из силикатного кирпича); богадельня (в здании расположены жилые помещения); дом эконома (не используется); юговост. башня ограды (не используется); гостиница (в здании расположены жилые помещения); ограда (сохр. частично).
Распоряжением территориального управления Росимущества по Рязанской обл. от 20 июля 2006 г. было определено, что 12 объектов недвижимости, входящих в ансамбль Р. Я. м., «являются недвижимым имуществом и подлежат внесению в реестр федерального имущества в качестве имущества казны РФ»: св. ворота с Варваринской ц., дом эконома, северный и восточный корпуса, уч-ще, б-ка, богадельня, свечной завод, рабочий дом, гостиница, юго-вост. башня, ограда.
В 90-х гг. XX в. часть бывш. монастырского недвижимого имущества, объектов культурного наследия РФ, была приватизирована, мн. постройки переданы в собственность физическим и юридическим лицам. 16 дек. 2005 г. собор Р. Я. м. был частично освобожден от документов фондохранилища ГА Рязанской обл., в нем стали совершать богослужения; тогда же был зарегистрирован приход Казанского храма Рязани (ул. Фурманова, 56). 20 июля 2006 г. Гос. комиссия под руководством начальника отдела Территориального управления Росимущества по Рязанской обл. провела осмотр зданий, входящих в ансамбль мон-ря, и установила, что, согласно генплану, в него входят: Казанский собор (используется РПЦ, часть здания занимает обл. архив); св. ворота с ц. мц. Варвары (в здании расположены жилые помещения и агентство недвижимости); сев. келейный корпус (в здании расположены жилые помещения); зап. келейный корпус (не используется, находится в аварийном состоянии); юж. келейный корпус (в здании размещается лаборатория ЦСМ); вост. келейный корпус (в здании расположены жилые помещения); уч-ще (в здании размещаются кафе, офисы, частный клуб); б-ка, келейный корпус (в здании расположены жилые помещения); «рабочий дом» (не используется, находится в аварийном состоянии); новый корпус общины (в здании размещается ЗАО «РНРУ»); свечной завод (в здании расположены жилые помещения, к фасадам здания добавлены самовольные постройки из силикатного кирпича); богадельня (в здании расположены жилые помещения); дом эконома (не используется); юговост. башня ограды (не используется); гостиница (в здании расположены жилые помещения); ограда (сохр. частично).
Распоряжением территориального управления Росимущества по Рязанской обл. от 20 июля 2006 г. было определено, что 12 объектов недвижимости, входящих в ансамбль Р. Я. м., «являются недвижимым имуществом и подлежат внесению в реестр федерального имущества в качестве имущества казны РФ»: св. ворота с Варваринской ц., дом эконома, северный и восточный корпуса, уч-ще, б-ка, богадельня, свечной завод, рабочий дом, гостиница, юго-вост. башня, ограда.
Решением Рязанского епархиального совета от 21 авг. 2006 г. и указом архиеп. Рязанского Павла (Пономарёва) от 19 сент. того же года приход храма Казанской иконы Божией Матери был преобразован в жен. мон-рь, исполняющей обязанности настоятельницы назначена послушница Наталья Бойкова. 23 нояб. того же года прихожане мон-ря заметили обновление и мироточение образа свт. Николая Чудотворца, переданного прот. А. Г. Куропаткиным, настоятелем Казанской ц. с. Константинова Рыбновского р-на Рязанской обл. в дар монастырю; 24 нояб. комиссия в составе прот. А. Куропаткина, председателя епархиальной ревизионной комиссии, прот. М. Д. Рыжова, благочинного Рязанского городского округа, иером. Романа (Сизова), секретаря епархиального управления, иером. Игнатия (Депутатова; ныне митрополит Саратовский и Вольский), свящ. В. В. Любимского, клирика Р. Я. м., и Бойковой засвидетельствовала обновление иконы и мироточение, составив об этом акт. 4 дек. 2006 г. послушница Бойкова была пострижена в мантию с именем Любовь. Решением Синода от 6 дек. 2006 г. мон-рь был открыт, мон. Любовь назначена настоятельницей. В 2008 г. мон. Любовь была освобождена от должности настоятельницы, и Р. Я. м. возглавила мон. (с 2011 игумения) Анна (Сычугова). В нояб. 2020 г. в мон-ре проживали игумения, 2 инокини и послушница.
6 янв. 2007 г. состоялось малое освящение Казанского собора, к-рый 20 июля и 17 дек. того же года был увенчан крестами. В соборе совершаются ежедневные богослужения. 12 окт. 2007 г. Рязанской епархии было передано здание больничного корпуса мон-ря (ул. Фурманова, 64), в к-ром по благословению архиеп. Рязанского Павла открылось епархиальное жен. ДУ, 22 дек. 2009 г. передан келейный корпус (в 2010–2013 отремонтирован, 4 нояб. 2013 митр. Павлом освящен), переданы остатки ограды и здание юговост. башни, 22 янв. 2020 г.— дом эконома мон-ря (ул. Затинная, д. 25б). 12 нояб. 2013 г. при монре открылась воскресная школа для детей и взрослых. В 2007 г. в Р. Я. м. из Санаксарского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря доставлена икона с частицей мощей прав. Феодора Ушакова. 8 авг. 2008 г. архиеп. Павел передал обители образ вмч. Пантелеимона, написанный в XIX в. для Р. Я. м. и освященный на Св. Горе Афон (после закрытия и разорения обители его хранили прихожане). 21 июля 2013 г. в обитель был принесен ковчег с 18 частицами мощей святых. Завершены работы по воссозданию монастырского некрополя; на его территории поставлен резной поклонный крест (скульптор Р. А. Лысенина, заслуженный художник РФ).